- получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах оказывающих влияние на динамику качества образования; - оценка степени продвижения дошкольника в основной общеобразовательной программе, выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, планирование индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия детской личности; - принятие своевременных управленческих решений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в Учреждении. 3. Основные направления и порядок проведения мониторинга. Проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения Программы осуществляется с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками! 3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы включает в себя: - мониторинг детского развития осуществляется через отслеживание социальнонормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (уровень развития интеграционных качеств); - мониторинг осуществляется в рамках педагогической диагностики: уровень овладения по 5 образовательным областям (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования); - мониторинг образовательного процесса осуществляется через определение результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, согласно ФГОС. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. 3.2. Мониторинг детского развития. Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями) и педагогом- психологом. Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его психического и физического здоровья, а так же развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей. Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности. Мониторинг детского развития осуществляется преимущественно с использованием метода наблюдения, бесед. В ходе мониторинга детского развития заполнятся таблица (педагогами): Мониторинг детского развития Группа детского сада Дата проведения мониторинга Овладение предпосылками учебной дея ельнос и Овладев ий необходимыми умениями и навыками И оговый ре уль а Предс авления о себе, сем е, об ес ве, государс ве, мире и Способнос ь ре а ин еллек уальные и личнос ные адачи Овладение средс вами об ения и способами в аимодейс вия со в рослыми Способнос управля своим поведением и планирова дейс вия бо на ельнос ь, ак ивнос Эмоционал нос , о ывчивос ь Уровень развития интегративных качеств Физическое развитие Имя, фамилия ребенка Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла – отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствие возрасту; 4 балла – высокий. 1 2 1 2 1 2 1 Суммарный уровень 1 Самоконтро ль в уч деятельност и и Все о баллов 2 1 2 к заня ия 1 2 Общая ос едо енн ос ьи ация Мо 1 Умение работать по п а и у и по Процессы памяти Свойства восприятия № Свойства вни ания Ф.И.О Мыслительн ые о е ации В ходе мониторинга детского развития заполнятся таблица (педагогом- психологом): 2 1 1 2 1 2 2 2 Оценка уровня развития Очень низкий - большинство компонентов недостаточно развиты; Низкий уровень уровень - отдельные компоненты не развиты; Средний уровень уровень - соответствие возрасту Высокий уровень - высокий. 3.2.1. Мониторинг детского развития осуществляется через педагогические наблюдения и анализ продуктов деятельности воспитателями всех возрастных групп, инструктором ФИЗО, музыкальным руководителем – 3 раза в год – в начале, в середине и в конце учебного года (сентябрь, январь, май), с детьми групп от 3 лет до 8 лет, другими специалистами Учреждения два раза в год – в начале, в конце учебного года). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей) 3.2. Мониторинг образовательного процесса. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и музыкальным руководителем, инструктором ФИЗО). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. 3.3.1. Мониторинг образовательного процесса осуществляется специалистами и воспитателями всех возрастных групп 3 раза в год – в начале, в середине и в конце учебного года (сентябрь, январь, май). Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками групп с 3 лет до 7 лет осуществляется воспитателями и специалистами Учреждения. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно отследить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга – наблюдение за активностью ребенка в разные периоды пребывания в Учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогами. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты. Анализ диагностических карт позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. В ходе мониторинга заполняются таблицы согласно образовательным областям (см. Приложение№1) Оценка уровня развития: 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты; 2 балла – отдельные компоненты не развиты; 3 балла – соответствие возрасту; 4 балла – высокий. 3.4. Результаты мониторинга предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения (музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО) заместителю заведующего по ВМР. Результаты мониторинга педагога-психолога и учителей-логопедов находятся у них. В конце года проводится сравнительный анализ освоения детьми программных требований и на основе анализа определяются перспективы деятельности Учреждения на следующий учебный год. 3.5. Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы детьми по образовательным областям и интегративным качествам проводимый воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, имеет пятиуровневой критерий: требует внимания специалиста; требуется корректирующая работа педагога; средний уровень развития; уровень развития выше среднего; высокий уровень развития. 3.6. Мониторинг «Готовность воспитанников к обучению в школе» 3.6.1. Позволяет определить и проанализировать уровень многофункциональной готовности детей к школе, уровень ориентировочной оценки школьной зрелости, уровень психического и социального развития детей. Выявить уровень овладения интегративными качествами и овладение необходимыми умениями и навыками. 3.6.2. Мониторинг «Готовность воспитанников к обучению в школе» осуществляется воспитателями и специалистами Учреждения, в апреле-мае месяце посредством итогового контроля (проводят воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, психолог, медицинская сестра, учителя-логопеды). 3.6.3. Используются следующие методы: - наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта; - сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); - беседа; - анализ продуктов деятельности; - сравнительный анализ; 3.6.4. Процедура мониторинга «Готовность воспитанников к обучению в школе» проводится в соответствии с Программой и целевыми ориентирами, согласно ФГОС. 4. Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга: 1. Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с ФГОС, примерной основной общеобразовательной программой, приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения. 2. Отбор критериев планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (портрет выпускника – интегративные качества). 3. Определение объекта и форм мониторинга, периодичности и ответственных исполнителей. 4. Анализ и интерпретация полученных результатов. Методическая основа предлагаемых материалов системы мониторинга базируется на следующих принципах: - соответствия возрастным нормативам физического и психического развития ребенка; - направленности на выявление наличного (актуального) уровня овладения ребенком деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»; - обеспечения необходимой информации для построения целостного представления, характеризующего: уровень овладения ребенком деятельностью; эффективность методики формирования деятельности; типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения. Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня. 5. Контроль 5.1. Контроль за проведением мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляет заместитель заведующего по ВМР посредством следующих форм: - итогового контроля; - тематического контроля; - оперативного контроля; - посещение непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов и других видов деятельности; - проверка документации. 6. Документация и отчетность 7.1. Данные мониторинговых исследований воспитателей и специалистов заносятся в специальную таблицу «Диагностические карты». 7.2. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты Учреждения сдают результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований с выводами старшему воспитателю, который осуществляет сравнительный анализ. 7.3. Анализа мониторинга качества образования в Учреждении хранится у старшего воспитателя 3 года. 7.4. Итоги внутреннего мониторинга качества образования доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете Учреждения или на заседании ПМПк ДОУ. 7.5. По окончании учебного года определяется эффективность работы Учреждения, выявляются проблемы и предлагаются пути их решения. перестроения метание прыжки лазанье бег ходьба координации гибкости силовых скоростных Формирован ие по ребнос и в И Приложение № 1 Образовательная область «Физическое развитие» Диагностика интегративного качества «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками» Группа:______________ ________________( ) № Ф.И.ребенка Физическая культура Здоровье Развитие физических Овладение основными Воспитание Формирование качеств движениями культурноначальных гигиенических представлений навыков о здоровом образе жизни 1 2 3 Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Диагностика интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности» Группа: _____________________ Итоговые № Ф.И.ребенка Музыка Развитие музыкально-художественной деятельности результаты Приобщение к Игра на детских музыкальному Слушание Пение Музыкальномузыкальных искусству ритмические инструментах движения 1 2 3 Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%) Образовательная область «Познавательное развитие» Диагностика интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности» Группа: №_____________________ ( года) № Познание 1 2 Развитие познавательноисследовательской деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение Ознакомление с природой Животный Растительный мир мир Развитие элементарных математических представлений Количество и счет Форма Ф.И .ребенка Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени И о о ые Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Диагностика интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности» Группа: №____________________ _( года) № Художественное творчество Приобщение к Развитие продуктивной деятельности Конструирован изобразительно Итоговые Ф.И.ребен с о в н е ие и му искусству результат Ри а и ка Лепк Декоративн Аппликац художественн ы ый труд а ая лепка ия Предметн Сюжетн Декоративн ое ое ое 1 2 3 Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%) 3 4 Формирование предпосылок экологического со нания ОБЖ ПДД Ручной труд Образовательная область «Социально-личностное развитие» Диагностика интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности» Группа: №_____________________ ( года) № Труд Безопасность Социализация Развитие трудовой Развитие игровой Формирование Ф.И .ребенка деятельности деятельности гендерной, семейной, гражданской принадлежности, И о овые езу Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%) 1 2 3 Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий Образовательная область «Речевое развитие» Диагностика интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками деятельности» Группа №_____________________ ( года) № Коммуникация Чтение художественной литературы Ф.И И о о вые резуль уровень (%) .ребенк Развитие свободно а го общения со взрослым ии детьми Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи Формирован Звукова Грамматическ Связна Подготов ие словаря я ий строй речи я речь ка к культур обучению а речи грамоте Формирован ие целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлен ий Развитие литературн ой речи Приобщение к словестному искусству, в том числе развитие художественно го восприятия и эстетического вкуса 1 2 3 Высокий уровень (%) Средний уровень (%) Низкий уровень (%)